Интервью месяца
На площадке диалог-клуба Perspectum состоялся круглый стол на тему «Узнай ближнего своего! Культурный обмен и развитие туризма как эффективные инструменты формирования добрососедства на евразийском пространстве»
Комментарий месяца
Президент РФ Владимир Путин призвал министра финансов Антона Силуанова и главу Минэкономразвития Максима Решетникова оказать финансовую поддержку туротрасли Крыма и Севастополя.
Событие месяца
13 декабря в Москву вернулся ЭКОавтопробег «Едем в Ярославию» – совместный проект Министерства туризма Ярославской области и Союза «Евразийское содружество специалистов туриндустрии – ЕСОТ» при поддержке Центра развития туризма «Ярославия».

>>

База знанийМаркетинг и управление

Все новости

HBF + HBC + HBF-Академия =

Новости отрасли
Две недели осталось для одного из знаковых событий гостиничной осени – HBF, или гостиничного бизнес-форума Алексея Волова. Мы общаемся с основателем мероприятия на одну из наиболее болезненных тем для российской отрасли гостеприимства – распространение и использование профессиональных знаний в отрасли. Алексей Волов, к.э.н.,основатель и идеолог Hotel Business Forum.
 
Корр.: Алексей, Вы неоднократно поднимали вопрос  получения и сохранения профессиональных знаний в независимых отелях…
 
А.В.: Это наболевший вопрос для нашей страны, где доля независимых отелей составляет 90-95%. Международные сети имеют свои базовые системы: сотрудники в состоянии подпитываться необходимыми знаниями и технологиями благодаря наработанным решениям. Самый простой пример: доступ к корпоративному интранету, где эти знания накоплены, структурированы и выложены. И это лишь малая часть. Когда человек приходит в компанию, его сразу погружают в историю, культуру бренда, технологии работы, предоставляют все, чем он может пользоваться на работе, включают в систему тренингов и так далее.
 
У независимых же отелей в принципе нет ничего подобного. Поэтому каждый варится в собственном котле и решает свои проблемы самостоятельно. Кто-то лучше – таких пока, к сожалению, меньшинство, кто-то – как получается. Но даже если представить, что такая база знаний была бы доступна, ситуация вряд ли бы сильно изменилась – их ведь надо правильно усвоить и применить. На конкретном предприятии, с учетом его специфики. И это тоже большая проблема: на опыте проведения тренингов я убедился – в большинстве случаев приносимые знания на практике не применяются. Это же видно и по нашему Форуму – люди получают много интересной и полезной информации, обмениваются опытом с коллегами, вдохновляются, а через год выясняется, что очень мало из всего услышанного они применили у себя. Почему? Не смогли, нехватка времени, специфика предприятия и прочее. 
 
То есть перед отельерами стоит постоянная задача не только в получении знаний, но и в их адаптации и превращении в определенную ценность. Плюс, конечно, необходимо обеспечить их наследование от поколения к поколению сотрудников – все мы знаем, что текучка в нашем бизнесе неизбежна.
 
Корр.: Какое решение этой проблемы Вы видите?
 
А.В.: Создавать систему доступности, закрепления и передачи знаний. Только это позволит нашим независимым отелям приблизиться к тому уровню сервиса и практике ведения бизнеса, которые уже давно приняты на западе.
 
Если говорить о сегодняшнем рынке знаний для отелей, на нем существует большое количество игроков. Но проблема в том, что рынок не структурирован. Никто не понимает, кто хороший эксперт и грамотный специалист, а кто просто успешно продвигает себя на рынке. Последнее сейчас не сложно – с помощью соцсетей каждый сам себе журналист и PR-директор. Много примеров, когда «гуру» даже не работал в отеле на адекватной содержанию его курса позиции и просто физически не может обладать необходимым для обучения багажом знаний. Теории для этого недостаточно: не обкатанные на практике знания малоприменимы. Соответственно, нужна некая система классификации компаний и тренеров, чтобы отельеры могли понять, кто есть кто.
Очевидно, обучение и передача знаний должны строиться на использовании новых технологий связи. Возьмем пример: отельер из Владивостока прилетает в Москву на обучение и какое-то время здесь живет. Или тренер летит во Владивосток или Хабаровск кого-то обучать. По затратам два дня у более-менее нормального тренера будут стоить 150-200 тысяч, плюс перелет, проживание. Получается, что и приглашать тренера, и самим летать учиться – дорого. Тем более далеко не факт, что знания, переданные за два дня, конвертируются в конкретные достижения.
 
И для многих именно этот фактор является сдерживающим. Поэтому необходимы решения, позволяющие получать знания без дополнительных расходов, базирующиеся на дистанционной системе обучения. На западе существует eCornell, где обучаются тысячи людей. И мне кажется, что у нас давно назрела такая необходимость.
 
Кроме того, необходима технология конвертации получаемых знаний в конкретные навыки и инструменты использования этих знаний для персонала.
 
Соответственно, насущной необходимостью отрасли стало структурирование рынка (кто есть кто), доступность получения знаний – как технологически, так и финансово, а также доступ к технологиям использования этих знаний в своем отеле. И, конечно, необходимо изменение подхода в головах у самих людей – мы неоднократно общались с отелями, где
нет системы обучения и заложенных на это бюджетов. Поэтому нужна популяризация знаний на рынке, формирование некоего круга людей, которые, если угодно, станут евангелистами этих знаний и будут вовлекать людей в процесс повышения собственной профессиональной грамотности.
 
Корр.: Алексей, Вы говорите – необходимо для отрасли. А кто будет это делать?
 
А.В.: Я думаю, все, кто посчитает это важным и значимым для себя. Ни для кого не секрет, что в этом году, 9-10 ноября, у нас состоится четвертый Hotel Business Forum. Это мероприятие направлено на распространение знаний и технологий.
 
В этом году мы запустили Hotel Business Camp – первый в России обучающий проект для отельеров в формате бизнес-кемпинга, основанный на принципах active learning. Здесь упор делался не только на знания и технологии, но и на вдохновение: мы знаем много случаев, когда человек – способный, грамотный, опытный – просто не хочет делать что-либо сверх необходимого. Может, перегорел, пересидел на своем месте. У него гаснут глаза, он становится пассивным, и это настроение начинает распространяться и по цепочке заражать других. А желание делать что-то большее на 90% зависит от руководителя, собственника, который или занимается командой, передает драйв, вдохновение сотрудникам или – нет. Hotel Business Camp – этот проект именно про вдохновение, вовлечение людей, заражение их позитивом желанием развиваться.
А наш проект HBF-академия направлен не только на передачу, распространение знаний, но и на технологии их применения на предприятии. Он построен именно на дистанционном обучении, и я уверен – за этим будущее.
 
Сейчас мы ведем подбор экспертов для академии: это должны быть практики, безусловно, говорящие, обладающие способностью передавать знания. Таких людей не много на рынке, и стоит задача их отбирать, вовлекать в этот процесс, чем мы и занимаемся в настоящее время. Потому что именно эти люди являются теми, кто в состоянии изменить сегодняшнюю ситуацию. Это задача не одного дня, но в принципе посильная.
 
Таким образом, мы создаем некую систему, если хотите – институт, который позволит сотрудникам независимых 
отелей становиться более профессиональными, а отелям – лучшими на уровне ведения бизнеса.  И этот путь, на мой взгляд, единственный, чтобы изменить сложившуюся ситуацию. Другого способа я не вижу.
 
Корр.: По сути это станет национальной системой профессио-нального гостиничного бизнес-образования?
А.В.: Это звучит громко. Мы создаем коммерческий проект, который будет решать определённые задачи. Сделать большее, выйти на уровень национальной системы – было бы круто, конечно, но пока мы это делаем для бизнеса и ставим перед собой цель приносить пользу отельерам. 
 
Наша справка: 
Алексей Волов, основатель и идеолог Hotel Business Forum. Кандидат экономических наук, партнер инновационной компании в области технологий управления для отелей Hotelite, автор курса тренингов для топ-менеджмента отелей, автор двух книг по эффективному управлению отелем и более 50 статей в ведущих периодических изданиях отрасли, спикер и модератор конференций по управлению гостиничными проектами и их развитию.