Интервью месяца
На площадке диалог-клуба Perspectum состоялся круглый стол на тему «Узнай ближнего своего! Культурный обмен и развитие туризма как эффективные инструменты формирования добрососедства на евразийском пространстве»
Комментарий месяца
Президент РФ Владимир Путин призвал министра финансов Антона Силуанова и главу Минэкономразвития Максима Решетникова оказать финансовую поддержку туротрасли Крыма и Севастополя.
Событие месяца
13 декабря в Москву вернулся ЭКОавтопробег «Едем в Ярославию» – совместный проект Министерства туризма Ярославской области и Союза «Евразийское содружество специалистов туриндустрии – ЕСОТ» при поддержке Центра развития туризма «Ярославия».

>>

База знанийМаркетинг и управление

Все новости

Ночной директор

Об этом не пишут. Те, кто с этим не сталкивался, -- пребывают в счастливом неведении. Те, кто об этом знает, - не считают нужным распространяться. Зачем? Кому надо, сам рано или поздно разберется. Эта рубрика - об изнанке гостиничного бизнеса, редко видимой гостям отелей. Открывают ее воспоминания одного из персонажей «изнанки».
Когда уезжают домой генеральный директор и его замы, секретарши и бухгалтеры, когда за окнами темнеет, а в небе зажигаются звезды, власть переходит совсем к другим людям. Ночью полновластными хозяевами любого отеля становятся «ночные директора» - сторожа или охранники. Откуда у меня такая уверенность? Я сам два года был «ночным директором» гостиницы «Москва». Той самой, снесенной до фундамента и уже почти заново отстроенной.
 
Не буду врать, далеко не сразу и уж точно не каждый охранник становился «ночным директором». Сначала кандидат просто работал, ни о чем не подозревая, а коллектив к нему присматривался: что за человек, можно ли ему доверять, способен ли он работать в команде. Жадные идиоты, умеющие только грести под себя, так и трудились за одну зарплату и случайные мелкие подачки-чаевые от постояльцев, основными доходами с ними никто не делился. А доходы «ночного директора» гостиницы в центре столицы могли превышать официальную зарплату в два, а то и в три раза. В особенно «рыбные» дни, например, во время больших праздников, можно было и месячный оклад за смену сделать.
 
Как все начиналось у меня? Сначала я тоже просто работал. Работа у охранника в гостинице – «не бей лежачего»: пропускного режима как такового нет, фейсконтроля тоже, смотри только, чтоб откровенные бомжи в холл не просочились, да чтоб никто не буянил. График - сутки отстоял, трое дома. А в остальном- лафа. Были, правда, некоторые тонкости, на которые я поначалу почти не обратил внимания. Ну, подумаешь, посещения проживающих гостями только до одиннадцати вечера! Дело ясное- до 23.00 пусть проходят, а после- тухтаптуриньк ильтымос («остановитесь, пожалуйста» по-узбекски). Да и то, меня это сильно не касалось, потому как ночью я на центральном входе все равно не стоял- как «молодого и неопытного» ставили на внутренние посты. Но однажды утром ко мне подошел старший швейцар и со словами «Хорошо сегодня смену отработали» вручил мне сто рублей. Так меня признали годным к обучению на «ночного директора». В следующую смену меня поставили вечером на центральный вход и начали объяснять, как можно заработать денег. Статей дохода у «ночного директора» несколько: «левые» поселения, турфирмы и представительницы «древнейшей профессии». Последняя- самая выгодная. 
 
Здравствуйте, девочки!
Путаны в гостиницах делятся на две категории: постоянные и приходящие. Для постоянных холл гостиницы в вечернее время- рабочее место. Там они и сидят в ожидании клиентов, или по наводке администраторов с этажей обзванивают номера постояльцев, предлагая свои услуги. А еще они частенько состоят «на связи» у оперов МВД и ФСБ. Смешно это только на первый взгляд, а на самом деле, как мне представляется, «пута»- далеко не самый плохой источник информации. С постоянных у «ночного директора» был символический «стольник» за проход в холл, да в холодное время года небольшая «премия» за разрешение переодеваться в гардеробе. Правда, у нас однажды была попытка перестать платить вовсе. «Девочки» стуканули своему куратору от силовых структур, и тот попытался прижать нас за «незаконные поборы» с его добровольных помощниц. На что оперу вежливо объяснили, что коли он такой добрый, то пусть каждую из своих «сотрудниц» он мимо камер наблюдения проводит лично и за руку, предъявляя при этом в объектив служебное удостоверение. А до тех пор, пока рискуем своей зарплатой, а то и работой мы, «входные» деньги надо отстегивать. На том конфликт и разрешился. 
 
Однако далеко не всех постояльцев устраивали расценки и внешность постоянных гостиничных «девочек». А если вспомнить, что собой представляла улица Тверская в 2000-2001 годах, тут уж, как говорится, комментарии излишни. Вот тогда и вступал в действие тот самый пункт о гостях и 23 часах из «Правил посещения» Тут «навариться» можно было по полной программе. Бедолага постоялец, уже отдавший деньги сутенерше и настроившийся на амурные приключения, неожиданно наталкиваясь в дверях на «нерушимую стену» в пиджаке и галстуке, буквально сам совал деньги. Ну, как тут было не войти в положение?! Как сказал мне один иностранец: «Я понял, вы, русские, специально принимаете дурацкие законы, чтоб потом за их нарушение брать взятки!» Гений! 
 
Русская «экзотика»
Кстати об иностранцах. Они, приезжая в Москву, тоже не прочь были провести время с русскими (а вернее, по большей части, с украинскими) красавицами. Но уходить в заснеженные ночные московские просторы на их поиски почему-то боялись. И тут в дело вновь вступали «ночные директора», а вернее, я, как самый «размовляющий на аглицкой мове». Быстренько выяснив габариты и масть, желаемые клиентом, я бежал к ближайшей «точке», договаривался с «мамой» и приводил к входным дверям трех-четырех девиц подходящих под описание, чтоб клиент имел возможность выбора. Чуть позже я обнаглел настолько, что взял у нескольких «мам» номера мобильников и в случае необходимости просто заказывал «девочек» по телефону как пиццу, с доставкой. Возни, конечно, немало, но деньги с иностранца брались и за проход, и за доставку, да и «мамы» через некоторое время стали деньжат подкидывать, чтобы звонили именно им, а не конкурентам. Одним словом- хлопоты того стоили.
Конечно, сейчас ситуация сильно изменилась. Многие московские «ночные бабочки» теперь принимают клиентов в апартаментах, а на Тверской уже давно вечерами не стоят стайками барышни в откровенном «мини». Однако, пока существуют «точки» вдоль Ярославского, Ленинградского и прочих шоссе, «ночной директор» ноги с голоду не протянет.
 
Поющие в терновнике
Следующая статья доходов - «левые» поселения. В основном это были парочки. Причем в большинстве случаев - вполне взрослые солидные люди, семейные. Куда таким податься? У каждого дома семья… Это сейчас во всех газетах, а то и просто в метро полно объявлений о «почасовых гостиницах», а тогда о них и не слышал никто. А место для встреч было необходимо, причем не на сутки, а на несколько часов, и, разумеется, ни о какой официальной регистрации и речи идти не могло. И тут на помощь «страждущим» приходили «ночные директора», которые договаривались с этажными администраторами об «аренде» пустующих номеров. Иногда бывало и по-другому. Например, когда в гостинице совсем не было мест, и людей, приехавших поздно вечером, селили на ночь в забронированные на завтра номера. Уставшие люди были согласны даже на такой вариант, а на следующее утро, освободив номер, отправлялись на поиски места в других гостиницах.
 
Помочь ближнему…
Теперь о турфирмах. Если не во всех, то во многих московских гостиницах частные туристические фирмы арендуют номера и сдают их своим клиентам. Причем цена за номер при этом от той, что берет сама гостиница, не отличается. Какой в этом смысл и в чем выгода, лично я не знаю. Возможно, они эти номера бронируют с оптовой скидкой или еще по какой-то хитрой схеме, но раз факт имеет место быть, значит это кому-то нужно, а главное -- выгодно. Видимо, не всегда дела у менеджеров этих фирм шли удачно, и тогда они просили о помощи нас. Разумеется - не безвозмездно. 
 
Как все происходило. Обычно поздним вечером или ночью, если в холл гостиницы входила семья или просто группа людей с большими сумками и чемоданами, выглядевших уставшими и измотанными, «ночные директора» проявляли сочувствие. Мол, зачем вам топать с такой поклажей на ресепшн (а тот, кто бывал в гостинице «Москва» в последние два года ее существования, наверняка помнит, что ресепшн располагался довольно далеко от единственного открытого ночью входа), давайте мы вам администратора вызовем прямо сюда. Уставшие посетители, довольные почти заграничным сервисом, бросали свои пожитки на пол и блаженно разваливались на диванах и креслах, а мы звонили в офис турфирмы, и тамошний менеджер, похватав свои бумаги, несся на всех парусах к нам. 
 
…и дальнему
Договор «о дружбе и взаимопомощи» у нас был заключен не только с фирмами, располагавшимися в «Москве», но и с одной фирмой из «Интуриста». Иногда, когда у нас не было мест, мы сочувственно качали головами: очень жаль, но помочь ничем не можем, а потом один «озарялся»: «А если в «Интурист» звякнуть?!». И после телефонного звонка клиентов торжественно провожали до входа в гостиницу «Интурист», где  передавали с рук на руки. Понятно, что сейчас «Интурист» стал очень респектабельной гостиницей, но, что было - то было, из песни слова не выкинешь.
 
Одним словом, деньги, по словам незабвенного Остапа Бендера, действительно «лежат под ногами», и нужно просто не полениться, нагнуться и поднять. А поднимали «ночные директора» гостиницы «Москва» неслабо. За удачную смену выходило по две-три тысячи на брата, а если учесть, что делили деньги поровну на полтора десятка человек… В общем, считайте сами.
 
Наша служба то забавна, то страшна...
Однако, если после всего изложенного выше, у вас сложилось впечатление, что «ночной директор» всего лишь бессовестное мурло, способное только брать взятки, то вы заблуждаетесь.
Лично меня за время работы раз двадцать обещали зарезать торговцы наркотой, которых я не впускал в гостиницу. И дважды они пытались свои угрозы выполнить -  спасла только хорошая физическая подготовка и опыт военной службы, прошедшей в спецназе, на территории «теплых точек» бывшего Советского Союза. А еще многим, наверняка, памятен тот погром в центре Москвы, который учинили футбольные фанаты после проигрыша сборной России в Корее. Тогда досталось даже охраняемой бойцами ФСО Госдуме. Что уж говорить о нашей гостинице… А тот день, между прочим, был в мою смену. И я очень хорошо помню, как прямо у нас под стенами поджигали легковушки и как в огромные, выходящие на Госдуму окна летели камни и пустые бутылки. А еще прекрасно помню себя, занявшего оборону в выбитом окне офиса, расположенного на первом этаже, и вышвыривавшего назад на улицу пьяных любителей поживиться на дармовщинку чужой офисной техникой. И очень хорошо помню свою радость, когда, наконец, появилась конная милиция. Так на войне окруженные радуются прорвавшемуся подкреплению. Хотя далеко не всегда дела обстояли так серьезно. 
 
Помнится, однажды пришлось спасать дежурную по этажу, которая сдуру нахамила постояльцу, а тот оказался не просто внушительных габаритов подполковником спецназа из группы «А», но вдобавок только что вернулся из Чечни и находился в изрядном подпитии. Пришлось «бросаться грудью на амбразуру». Слегка поостывший «коллега» заграбастал меня в охапку и уволок в ресторан, где мы до утра исполняли песни военного репертуара, пили пиво и водку, закусывали семгой, а потом, помирившись с дежурной, на «четырех костях» поползли в разные стороны. Он в номер, а я домой. 
 
А в другой раз пришлось успокаивать отказывающуюся освободить номер пьяную в лоскут компанию из четырех крепких и -- чего уж греха таить --быковатых мужиков. Помог мой собственный день рождения. В номер я зашел со словами: «Мать же ж вашу, у меня дома родня уже поляну, небось, накрыла: мясо стынет, «оливье» киснет, водка нагревается, а я из-за вас никак домой уйти не могу!». Народ слегка оторопел от подобного и потребовал объяснений. Предъявил дату рождения в паспорте. Компания поутихла и стала собираться. Правда, уйти от них трезвым все равно не удалось, но зато конфликт был разрешен, а номер освободился для новых постояльцев.
 
Вот такая она была, работа «ночного директора». Иногда забавная, иногда опасная, а порой и страшная, но почти всегда – весьма и весьма выгодная.
Ну что, господа отельеры, вы все еще уверены в том, что именно вы управляете своей гостиницей? А может, и в вашей конторе есть свой «ночной директор»?