Как отметил Сергей Шпилько, кризисная ситуация с рядом крупных туроператоров сильно поразила как весь рынок, так и власть. Возник колоссальный эффект недоверия, который часть порождает эффект домино. То есть в кризис попадают компании, которые работали нормально и к ним не предъявлялись никакие претензии. Вслед за операторским рынком в зоне повышенного внимания властей оказался и рынок турагентств. Именно поэтому прорабатываются спешные поправки в федеральное законодательство, призванные усилить госрегулирование агентского рынка.
По мнению главы комитета, для самих агентств нужен рынок с четкими, но не критичными условиями доступа для его участников. Кризисных ситуаций не избежать, учитывая, тем более, массовое развитие прямого бронирования. "В стратегическом плане агентский рынок находится в зоне высокого риска", - считает Сергей Шпилько, - поэтому нужно перестраиваться, создавая более эффективную систему госрегулирования".
В то же время он признает, что в отрасли трудно наладить функции по контролю и надзору, поэтому зачастую государство сводит эту работу к выставлению как можно большего числа требований к участникам рынка или к значительному сокращению их числа. В этой ситуации ввод института реестра с определенным финансовым порогом выглядит наиболее разумным. Фактически реестр - это разновидность механизма лицензирования, который существовал раньше. Он позволит хоть как-то очертить тот круг агентств, с которыми можно работать.
Глава комитета отметил, что он всегда выступал за сохранение лицензирования, так как оно пусть не совершенно, но все же действенно. Другой вариант - введение патентов, которые работают и как лицензии, и как фискальные документы: одновременно платишь налоги и получаешь право на деятельность в отрасли. Эксперт добавил, что судя по всему поправки в законодательство по агентствам хотят принять оперативно. Показательный факт - вопрос уже несколько раз обсуждался на уровне премьер-министра РФ.