Интервью месяца
На площадке диалог-клуба Perspectum состоялся круглый стол на тему «Узнай ближнего своего! Культурный обмен и развитие туризма как эффективные инструменты формирования добрососедства на евразийском пространстве»
Комментарий месяца
Президент РФ Владимир Путин призвал министра финансов Антона Силуанова и главу Минэкономразвития Максима Решетникова оказать финансовую поддержку туротрасли Крыма и Севастополя.
Событие месяца
13 декабря в Москву вернулся ЭКОавтопробег «Едем в Ярославию» – совместный проект Министерства туризма Ярославской области и Союза «Евразийское содружество специалистов туриндустрии – ЕСОТ» при поддержке Центра развития туризма «Ярославия».

>>

Все интервью

Все новости

Китай не панацея

Взаимный интерес – России к Китаю и китайских туристов к российскому турпродукту, сдобренный горьким послевкусием от спада загрузки, – побуждает собственников отечественных средств размещения требовать от управленцев срочного привлечения китайских тургрупп в стены родного отеля.
Причем происходит это зачастую чуть ли не в приказном порядке: даешь, мол, китайцев! Бесспорно, потенциал у китайского рынка огромный, но все ли российские гостиницы смогут поднять свою экономику на детях Поднебесной? Слово Наталье Обыденновой, директору бизнес-отеля «Охотник».
 
П.О.: Наталья Алексеевна, китайский рынок сейчас называют одним из наиболее перспективных в плане развития въездного туризма… 
 
Н.О.: Китайский поток в Россию – явление достаточно новое для нас, и сейчас все этим загорелись. Наши собственники  (как и владельцы многих других гостиниц) также неоднократно говорили, что это актуальная для развития тема. Поэтому мы еще летом рассмотрели существующие предложения и пришли к выводу, что на данном этапе не в состоянии работать на этом рынке. На сегодняшний день весь турпоток из Китая проходит через четырех туроператоров, и по сути, рынок является монопольным. При этом надо понимать, что большинство и в самом Китае, и среди групп, выезжающих за рубеж, составляет средний класс, который не может себе позволить платить 6000 рублей за ночь. Поэтому максимум, что предлагают туроператоры, – 2500-3000 рублей. Но для нас это работа ниже себестоимости. 
 
П.О.: То есть вопрос только в экономике? 
 
Н.О.: В первую очередь – да. Но есть и дополнительные моменты. Во-первых, для работы с тургруппами из Китая гостинице необходимы некоторые инвестиции, не слишком значительные, но все же: дополнительная навигация на китайском языке, персонал, говорящий на китайском (понятно, что, если бы мы пошли по этому пути, мы бы привлекали сотрудников на аутсорсинге), выполнение определенных требований к меню.  
Второе – на данном этапе индивидуального китайского туриста на рынке практически нет. Китайцы приезжают довольно большими группами – по 30-50 человек, что в плане приема и размещения определенная проблема. Мы бизнес-отель, принимающий в основном индивидуальных гостей из разных стран мира. Сталкиваясь на завтраке с тургруппой, буквально все сметающей со шведской линии, индивидуалы, безусловно, чувствуют себя уже не совсем комфортно. 
 
П.О.: Насколько нам известно, уже есть гостиницы, имеющие положительный опыт работы по этому направлению…
 
Н.О.: Крупные гостиницы относительно недавно начали работать с группами из Поднебесной. И это принесло свои плоды в плане повышения заполняемости. Но не всегда в плане прибыли. Хотя в целом путь достаточно правильный: чтобы планомерно увеличить прибыль, мы сначала повышаем загрузку, а потом, поднимая цену в разумных пределах, увеличиваем и прибыль.
Но не стоит сбрасывать со счетов необходимость дополнительных инвестиций в техническое состояние гостиницы: групповой туризм – причем не только китайский – не очень хорошо сказывается на состоянии номерного фонда, и я неоднократно слышала нарекания собственников. 
 
П.О.: Из частных разговоров с собственниками отелей я знаю, что Вас высоко оценивают как консультанта по развитию гостиничного бизнеса. Кому бы Вы сегодня могли порекомендовать работать с китайскими тургруппами?
 
Н.О.: С экономической точки зрения, группы в 50 человек может себе позволить принимать отель с фондом от 150 номеров и выше, когда есть реальная возможность выделить нужное количество номеров под те тарифы, которые готовы платить туроператоры, везущие китайцев в Россию.
На сегодняшний день могу назвать массу крупных гостиниц, успешно работающих на этом рынке: «Измайлово», «Космос», «Скай Поинт». То есть это крупные гостиницы сегмента 3*. Это если говорить об экономике.
Второе – атмосфера в гостинице. Надо понимать, что группы из разных стран имеют свою специфику. Например, для групп из Германии характерна высокая доля пенсионеров с проблемным здоровьем, и гостиница должна принимать это во внимание. Свою специфику имеют и китайские группы. Они очень организованны, поэтому всегда – например, на завтрак – идут сплоченной группой, после которой необходимо заново переоснащать шведскую линию. Китайцы очень открыты, поэтому щедро, и, конечно же, громко – делятся эмоциями с окружающими.
Гостиничный бизнес долгосрочный и инерционный. Реакция на все наши решения проявляется месяцев через шесть после введения каких-то изменений. И опасность через полгода выяснить, что вы потеряли кого-то из своих постоянных гостей из-за неправильно принятого решения, всегда очень велика. Мы должны четко понимать, не упадет ли у нас поток индивидуальных гостей из-за того или иного изменения. Потоки групп зависят не от самих приезжающих, а от имеющихся у гостиницы договоров, а рынок B2C более тяжелый, т. к. гости сами принимают решение, в каком отеле они хотят жить. И на это решение, в первую очередь, влияет комфортность пребывания в отеле, на которой – не исключено – отрицательно отразится постоянное наличие китайских групп.
Обратимся к мировой практике:  в 90-х годах прошлого века в Европе и на различных курортах существовало такое явление, как отели «без русских», не работающие с российским и украинским рынками. Очевидно, это имело под собой довольно серьезное, в том числе и экономическое обоснование. И я не исключаю, что и в Москве появятся отели, работающие по принципу «без китайцев», – это вопрос позиционирования.
 
П.О.: Наталья Алексеевна, в завершение – что бы Вы могли порекомендовать собственникам для принятия правильного, взвешенного решения по этому вопросу?
 
Н.О.: Озвучу свой путь принятия решения. Сначала – экономика: мы изучаем, насколько нам выгодно работать с данным сегментом. И если видим, что интересно, – прогнозируем, к какому результату приведет гостиницу это решение. Сохранятся ли у нас эти группы и дальше, сможем ли мы с ними продолжить работу в следующем году и ориентироваться только на китайских туристов, что будет с нашими индивидуальными гостями? Вот от ответов на эти вопросы я бы рекомендовала отталкиваться.
На самом деле китайский поток вырос, причем не только в количественном, но и качественном плане. Гости стали более образованные, более обеспеченные. При этом возросли и их требования, они уже сами диктуют условия: спрос рождает предложение, а спрос на работу с группами большой. 
Не исключено, что через некоторое время мы будем рады работать с китайскими группами, если экономика нас устроит. 
Все интервью