Интервью месяца
На площадке диалог-клуба Perspectum состоялся круглый стол на тему «Узнай ближнего своего! Культурный обмен и развитие туризма как эффективные инструменты формирования добрососедства на евразийском пространстве»
Комментарий месяца
Президент РФ Владимир Путин призвал министра финансов Антона Силуанова и главу Минэкономразвития Максима Решетникова оказать финансовую поддержку туротрасли Крыма и Севастополя.
Событие месяца
13 декабря в Москву вернулся ЭКОавтопробег «Едем в Ярославию» – совместный проект Министерства туризма Ярославской области и Союза «Евразийское содружество специалистов туриндустрии – ЕСОТ» при поддержке Центра развития туризма «Ярославия».

>>

Все комментарии специалистов

Все новости

Без санкций как без пряников

Экономические санкции заметно перекроили гостиничный рынок России. Поджали его и, в то же время, слегка переформатировали. В результате сложилась не слишком привычная конъюнктура, которая нуждается в серьезном осмыслении.
 
Американцы сами себя высекли
Картина, вырисовывающаяся на гостиничном рынке России, как всегда, пестрая. В большинстве регионов ситуация более или менее устойчивая, но в столичных городах (Москва,  Петербург) большого оптимизма она не внушает. Загрузка и доходы падают, а ближайшие перспективы не совсем понятны. По данным Российского Союза Туриндустрии (РСТ), заполняемость отелей в Санкт-Петербурге в 2014 г. (январь - август) снизилась, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, на 20%. Самые большие потери понесли гостиницы 3* - 40%.  На те же 20% сократился и совокупный доход питерских отельеров. В Москве ситуация не столь драматична, хотя и она вызывает определенные опасения. По оценке аналитиков компании Jones Lang LaSalle  (JLL), показатель доходности номеров (RevPAR) в среднем по городу сократился за первое полугодие на 5,4%. Единственный сегмент, обнаруживший тенденцию роста, - Upper Midscale (+2%). Это значит, клиенты из высшей ценовой ниши недвусмысленно «пошли на понижение». Не случайно доходность в люксовых отелях столицы снизилась на 2,5%. 
На  гостиничном рынке Москвы случилась еще одна незадача, которая, правда, расстроила лишь наблюдателей, склонных к нервическим реакциям. Закаленных бойцов она, пожалуй, только позабавила.  Суть заключается в том, что американская компания Morgans Hotel Group отказалась от управления апарт-отелем на 160 номеров, который здесь и сейчас возводит столичный девелопер Capital Group в многофункциональном комплексе «Око» («Москва-Сити»). Официальных заявлений на этот счет пока еще нет, и вряд ли они когда-либо появятся. Однако все вовлеченные в процесс лица уверены, что главная причина отказа – санкции, введенные против России американцами и их союзниками. 
Интересно, что на отечественном рынке похожий – и единственный пока – прецедент уже был. История случилась около15 лет назад, когда в отказниках оказался американский Sheraton. Дело было так. В Санкт-Петербурге выставили на продажу известнейший отель Sheraton Nevskij Palace 5*, активы, которого, в частности, принадлежали городу. Победителем тендера оказалась мальтийская компания Corinthia Hotels, которая вскоре вступила в права собственника. Американский «Шератон», между тем, всего лишь управлял гостиницей и мог, казалось бы,  управлять ею и дальше. Какая им разница, кому принадлежит собственность, спросите вы. Главное – получить свой процент: как с дохода, так и с прибыли. Но оказалось, разница все-таки есть. К несчастью американских управленцев, часть активов мальтийской компании принадлежала предпринимателям из Ливии, которая в те времена (бывают же совпадения!) находилась под санкциями США. Гостиничный сектор они, строго говоря, не затрагивали, но, как рассказали мне кулуарно участники тех событий, Госдеп США «не рекомендовал» (пожелания были устными) любому американскому бизнесу соприкасаться даже вскользь с ливийскими деньгами. Вот поэтому-то Sheraton и ушел. По официальной версии – истек срок контракта. На самом деле, потому что «не рекомендовали». И где тогда, возникает вопрос, господствует командно-административная система? Не в самой ли демократической стране мира?
Что касается питерского отеля  «Коринтия Санкт-Петербург», то он по сей день живет и здравствует на Невском проспекте. Мальтийцы, после убытия «Шератона», стали не только владельцами, но и управленцами своей гостиницей, и прибыль получают с «двойным эффектом». А Sheraton оказался в положении унтер-офицерская вдова, которая сама себя высекла. Ну, или, если уж быть вполне точными, американцы американцев высекли. Бывает. В таких случаях обычно говорят, «мешок с возу, лошадке легче». 
 
Наш ответ Керзону
В одном из эпизодов романа «Золотой теленок» жители городка N, готовясь к встрече с участниками автопробега, находят «подобающий случаю» плакат: «Не боимся буржуазного звона, ответим на ультиматум Керзона». Это, если кто не знает, - вполне реальный лозунг начала 1920-х годов. Уже по окончании революции, в течение многих лет, наиболее влиятельные страны мира не признавали законность существования Советского Союза. А главный тогдашний «ястреб» лорд Керзон, занимавший пост министра иностранных дел Великобритании, громче других призывал наказать СССР. Или, выражаясь сегодняшним языком, ввести разнообразные драконовские санкции. Этот казус вошел в историю дипломатии как «ультиматум Керзона», который, в конце концов, потерпел фиаско. В конце 20-х в Англии обострилась внутриэкономическая ситуация, а лорд Керзон, мир праху его, испустил дух. О санкциях быстро забыли и между Советским Союзом и Великобританией были установлены дипломатические отношения. Сегодня, спустя почти 90 лет, ситуация возвращается на круги своя. Значит, впору подумать о новом ответе Керзону. И кое-кто на гостиничном рынке уже ответил. 
Пожалуй, самое остроумное решение нашли отельеры из Калужской области. Руководство гостиничного комплекса «Триумф Отель» 4* (Обнинск) сделало сногсшибательный маркетинговый ход, введя в отеле 10% скидку на проживание граждан из США, ЕС, Австралии и Украины. Как раз тех стран, которые более других склонны к конфронтации с Россией. «Добро победит зло», - так называется необычное предложение от обнинцев, действующее с 10.09.2014 и до полного окончания санкций. «Мы  должны  демонстрировать искреннее дружелюбие, гостеприимство ко всем нашим гостям, и особенно к тем, кто, возможно, опасается неприветливого приема», - говорит  генеральный директор «Триумф Отеля» Владимир Беребесов.
Невооруженному глазу заметно, что санкционные перипетии заметно активизировали маркетологов и консультантов. Они, в частности, советуют создавать мобильные версии сайта, акцентировать внимание на вторичных продажах, улучшать работу с лояльными клиентами, побуждать гостей оставлять отзывы на порталах Booking.com или Tripadvisor.com...   
 
Взгляд на восток
Все перечисленные выше меры, безусловно, полезны, но носят, если так можно сказать, «общечеловеческий характер». Поскольку их можно рекомендовать любому отельеру, вне зависимости от места его проживания и времени действия. Мы же оказались здесь и сейчас в специфической ситуации, когда турпоток из Европы, США, Австралии и Канады сокращается из-за ухудшения имиджа РФ в этих регионах. Получается, что гостинично-туристический бизнес стал заложником большой политики. Впрочем, нет худа без добра. Пессимистам будет полезно вспомнить, что более половины жителей земного шара, по-прежнему, относятся к нашей стране доброжелательно и с искренним любопытством.  
Смещение акцентов во внешней политике России заставило по-новому взглянуть на восток. На Индию и Корею, конечно. Но, в первую очередь, - на Китай, с его 1,4 миллиардным населением. Одновременно со стремительным вхождением КНР в группу экономических лидеров заметно повысился уровень благосостояния ее граждан. Повлекший, в свою очередь, невиданный расцвет туристической отрасли. Не все читатели, наверно, знают, что в современном Китае миллионеров гораздо больше, чем в России. И брендовых отелей тоже больше. Открыв сайт любой международной гостиничной корпорации в разделе «грядущие открытия», вы непременно натолкнетесь на гостиницы, строящиеся в Поднебесной. Куда ни глянь - китайские Марриотты. Китайские Хилтоны. Китайские Хаятты. Путешествуя по пенатам, китайцы, по возможности, посещают и зарубежные страны. Их число увеличивается невиданными темпами, возрастая ежегодно на 15-20 млн. человек. В прошлом 2013 г. 98 млн. китайцев путешествовало по всему миру. В нынешнем году, по экспертным прогнозам, выездной поток составит уже 114 млн. человек. Это – абсолютный мировой рекорд, который, если уж кто и превзойдет, то только сами китайцы.
 
Мимо денег
 Маячащие перед глазами огромные туристические объемы -  бесценные сокровища, за которые следует побороться. И все, кому не лень, борются. Впервые мне пришлось - правда, по касательной - столкнуться с отголосками этих сражений лет семь-восемь назад, беседуя с отельерами из Португалии. Они ненадолго приезжали в Москву, на work-shop. Гости, как водится в таких случаях, без устали нахваливали Россию и уверяли на голубом глазу, что солнце без русских туристов в Португалии померкнет, и жизнь остановится. Затем, за бокалом вина, когда языки и галстуки развязались, они невзначай заметили, что на следующий день уезжают в Китай. На мой вопрос, какой из двух рынков, с их точки зрения, более перспективен, они недоуменно пожали плечами. А затем в унисон, будто солдаты-первогодки, отчеканили: конечно, китайский. Неожиданно узнать о безусловных предпочтениях португальцев было обидно. Похожие чувства, наверно, испытывает влюбленная девушка, когда на вечеринке ее кавалер пожирает глазами лучшую  подругу. Впрочем, на обиженных девушках воду возят, а за одного битого двух небитых дают. Мне, во всяком случае, хватило одной мимолетной встречи, чтобы осознать огромную важность китайского рынка. 
Разумно ли мы его до сих пор использовали? Увы, не очень. Обратимся к последним статистическим выкладкам. В первом полугодии 2014 г. РФ, по данным Росстата, посетило около 500 тыс. китайцев. На долю туристов пришлось порядка 25% - 135 тыс. За тот же период (первое полугодие) к нам приехало 133 тыс. немецких туристов, 120 тыс. американских, 114 тыс. французских. Наверно, вы поинтересуетесь, куда подевались в России китайцы, которые «не туристы»? Рассосались. Большинство из них, конечно, прибыло в РФ по работе, некоторые на учебу. В то же время кое-какие граждане из Поднебесной, надо полагать, бесследно «пропали» на необъятных отечественных просторах. Но вернемся к нашим делам. 135 тыс. туристов – величина, конечно, не малая, но немереный потенциал рынка Поднебесной перекрывает ее с лихвой. Куда в таком случае, в первую очередь, устремлены взоры китайцы? Какие зарубежные страны зовут их в поход? Прежде всего – Южная Корея. Среди самых востребованных стран значатся также Таиланд, США и Япония. А вот Россия в списке предпочтений занимает скромную девятую строчку. 
 
«Дружелюбная» аттестация 
Понятно, что под лежачий камень вода не течет. Осознание значимости китайского рынка, хоть и с опозданием, но, все же, пришло. Право слово, как тут, вспомнив народную мудрость, не воскликнуть: без санкций – как без пряников! Справедливости ради заметим, что некоторые шаги в восточном направлении все-таки сделаны. И сделаны они загодя. Уже несколько лет действует безвизовый режим для китайских туристических групп. Их участники охотно посещают приграничные области, Алтай, озеро Байкал, Москву, Санкт-Петербург, города Золотого кольца. По словам советника посольства РФ в КНР Евгения Томихина, одним из самых перспективных направлений для китайцев в ближайшее время может стать Крым. Представители властных структур и участники гостинично-туристического бизнеса РФ, по мере сил и возможностей, участвуют в выставках, проходящих в Поднебесной. На днях они, кстати говоря, побывали на крупном международном форуме China International Travel Mart (CITM), который прошел с 13 по 16 ноября в  Шанхае. 
Что касается «родных осин», то на исходе лета  туристическая ассоциация «Мир без границ» запустила многообещающий проект «China Friendly». Он реализуется при поддержке  Федерального агентства по туризму, Комитета по туризму и гостиничному хозяйству города Москвы, Государственного управления по делам туризма КНР.  Участники проекта – отели, рестораны, магазины, музеи - обязуются создать в своих стенах условия максимальной лояльности гостям из Китая. Что требуется от отелей? Прежде всего, приготовления «китайского» завтрака (отварные яйца, рисовая каша, курица, овощи), бесплатный Wi-Fi в номере, дополненный китайскими телеканалами, а также возможность расплатиться за гостиничные услуги национальными картами China UnionPay. Бесспорным преимуществом отеля будет присутствие в штате персонала, говорящего по-китайски. Первые отели, аттестованные как «China Friendly», в России уже появились. Раньше других посуетились москвичи. Добровольную аттестацию по программе «Чайна Френдли» прошли столичные гостиницы «Альфа», «Аэростар» и «Метрополь». На подходе – «Гамма-Дельта» и «Crown Plaza». Наряду с российской ассоциацией «Мир без границ», существует «родная» - китайская компания Welcome Chinese Corporation, проводящая в содружестве с Китайской Туристической Академией официальную сертификацию гостиниц, которая называется  «Welcome Chinese». Созданная в прошлом году, она предъявляет к средствам размещения требования, похожие на те, что существуют в арсенале «Мира без границ». Интересно, что гостиницы, действующие по системе «Welcome Chinese» в России тоже есть. Только не в Москве, а в Санкт-Петербурге. Это – «Братья Карамазовы» и «Золотой Треугольник». Благодаря присоединению к проекту «Welcome Chinese», они получили  возможность быть представленными на популярном портале hychinese.com.cn и опосредованно присутствовать на профильных китайских ярмарках и роудшоу. 
 
Принять и понять
 
Китайские туристы, хотим мы того или нет, будут с каждым годом активнее осваивать земной шар. И, конечно, Россию. Это – глобальный тренд, к которому изменчивые санкции отношения не имеют. К встрече с китайцами надо готовиться. Одно дело принять, другое - понять. Учитывая, что они очень щепетильно относятся к тому, как их воспринимают в мире. В западном сообществе, между тем, существует устойчивый стереотип, утверждающий, что китайские туристы плохо воспитаны. Им приписывают привычку беспрестанно сплевывать. В буквальном смысле слова. Плевать под ноги и через плечо, вперед и в сторону. Плевать, куда глаза глядят. Бывает, окружающих раздражает слишком шумное поведение гостей из Поднебесной, которые под хорошее настроение поднимают градус беседы так, будто ожидают за громкий голос получить денежную премию. Несмотря на негативный перехлест, доля истины в суждениях европейцев и американцев, быть может, и есть. Лично мне приходится сталкиваться с китайцами редко. Да и то - исключительно в Москве. Иногда их многочисленные группы, ожидающие, экскурсионный автобус, попадаются на глаза в центре города. Они кучкуются, оживленно переговариваются и вертят головами, как заведенные. То есть, ничем, в общем-то, не отличаются от остальных иностранных туристов. Что до особенностей национального сплевывания, мне его наблюдать не доводилось. Иное дело – поведение в метро. Здесь (вне зависимости от возраста) китайцы напоминают подростков, которые удумали перещеголять друг друга бесшабашной игривостью. Во время посадки в вагон они обязательно удерживают закрывающиеся двери до победного, дожидаясь проникновения туда (в час пик!) всех своих коллег по многочисленной группе. Экскурсанты, протискивающиеся в поезд последними, пытаются тотчас ухватиться за поручни. Получается у них не очень, потому что как раз в это время состав набирает ход. Тогда они, словно подуставшие к концу поединка борцы, грузно наваливаются на товарищей. Или – если товарищей  под рукой не оказывается - на подвернувшихся под руку пассажиров. У всех остальных китайцев эти цирковые номера вызывают приступы бешеного веселья. Другие обитатели вагона, тем временем, безмолвствуют. Но особо, положа руку на сердце, не сердятся, а смотрят на китайцев с еле заметной улыбкой, будто давая понять: «Дети, не балуйтесь, ведите себя спокойнее». 
Редкая для москвичей снисходительность вызвана, скорее всего, тем, что китайцы напоминают нас самих на отдыхе. Только пятнадцатилетней давности. Кстати говоря, международный «туристический стаж» у нас тоже, примерно, одинаковый. Впервые китайское руководство позволило своим гражданам выезжать за границу (для разминки, только в Гонконг) в 1983 году. Двери распахнулись шире в 1991 году, когда разрешенными стали Малайзия, Сингапур, Таиланд. Спустя шесть лет, в 1997 г. туристический «железный занавес» пал окончательно, и китайцы стали путешествовать по всему миру. Как и мы. Отсюда – большое сходство в поведении. Отсюда – как поется в старинном шлягере - «русский с китайцем – братья навек». 
 
Андрей Алексеев   
Все комментарии специалистов