Интервью месяца
На площадке диалог-клуба Perspectum состоялся круглый стол на тему «Узнай ближнего своего! Культурный обмен и развитие туризма как эффективные инструменты формирования добрососедства на евразийском пространстве»
Комментарий месяца
Президент РФ Владимир Путин призвал министра финансов Антона Силуанова и главу Минэкономразвития Максима Решетникова оказать финансовую поддержку туротрасли Крыма и Севастополя.
Событие месяца
13 декабря в Москву вернулся ЭКОавтопробег «Едем в Ярославию» – совместный проект Министерства туризма Ярославской области и Союза «Евразийское содружество специалистов туриндустрии – ЕСОТ» при поддержке Центра развития туризма «Ярославия».

>>

Все комментарии специалистов

Все новости

Новые правила - комментарий эксперта

9 октября подписано Постановление Правительства РФ, утверждающее новые правила оказания гостиничных услуг. Новоиспечённая «Библия отельера» разработана Минкультуры России во исполнение поручения правительства в соответствии с законом РФ «О защите прав потребителей». Документ по-новому определяет правила бронирования, возможности платной/бесплатной отмены брони, правила установления расчетного часа… Также определен ряд аспектов, значимых в повседневной жизнедеятельности гостиницы. Новые правила комментирует Людмила Сапожникова, эксперт государственной системы классификации.
 
В нашей стране в гостиничном бизнесе произошло – не побоюсь этого слова – историческое событие: утверждены новые Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации. Над написанием этого документа отельеры нашей страны трудились почти 10 лет: многие руководители средств размещения высказывали свои соображения, их обсуждали на различных мероприятиях. Существовал не один проект документа, в той или иной мере учитывающий пожелания практиков. И вот Правила вышли. Честно говоря, я была очень разочарована: создается впечатление, что их просто не доработали.
 
Конечно, неплохо, что отельерам некоторыми пунктами Правил еще раз напоминают: обязательная классификация не за горами. П. 1 Общих положений Правил гласит: «Предоставление гостиничных услуг допускается только при наличии свидетельства о присвоении гостинице соответствующей категории, предусмотренной системой классификации гостиниц и иных средств размещения, утвержденной Министерством культуры Российской Федерации, в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации такое требование вводится для отдельных субъектов или на всей территории Российской Федерации».
 
Однако большинство остальных пунктов вызывает огромное количество вопросов.
 
Прежде всего, это касается пунктов 23-29 – стоимость предоставления гостиничных услуг.  Полагаю, со дня выхода в свет Правил предоставления гостиничных услуг в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1997 № 490 все руководителя средств размещения мечтали об их изменении, по крайней мене пункта 13, в котором говорилось, что при размещении гостей до расчетного часа с 0 до 12 часов плата за проживание не взимается. В новых правилах это исправлено. Теперь плата взимается, при этом не более, чем за полсуток, – что, на мой взгляд, правильно. Узаконили двухчасовую разницу между временем выезда и заезда. Но убрали обязательную оплату за сутки, если гость проживает менее 24 часов. Убрали порядок оплаты за проживание в случае задержки выезда. И если в предыдущих правилах четко прописывалось: не более 6 часов после расчетного часа – почасовая оплата; от 6 до 12 часов после расчетного часа – плата за половину суток; от 12 до 24 часов после расчетного часа – плата за полные сутки, если нет почасовой оплаты, – то теперь: «в случае задержки выезда потребителя после установленного расчетного часа плата за проживание взимается с потребителя в порядке, установленном исполнителем» (п. 29). Мне кажется, это неправильно. 
 
Не понятно, почему в малом средстве размещения исполнитель имеет право самостоятельно устанавливать время обслуживания потребителей: «Исполнитель обеспечивает круглосуточное обслуживание потребителей, прибывающих в гостиницу и убывающих из гостиницы. В малом средстве размещения исполнитель вправе самостоятельно устанавливать время обслуживания потребителей» (п. 22).
 
Пункт № 31. В новых правилах порядок учета, хранения и утилизации (уничтожения) забытых вещей в гостинице определятся исполнителем. Непонятно. Срок хранения забытых вещей (конечно, исключая скоропортящиеся продукты) должен быть во всех гостиницах одинаков. В предыдущих правилах хранение определялось четко – 6 месяцев. 
 
Забыли включить в новые правила и пункт о необходимости наличия в каждом номере правил противопожарной безопасности и инструкции о действиях в случае пожара и в экстремальных условиях. Забыли, что при оформлении проживания исполнитель должен обеспечить ознакомление под подпись граждан, прибывающих в гостиницы, с порядком проживания и правилами пожарной безопасности.
 
Не оговорено, что посетители, пришедшие в гости к потребителю, обязаны предъявить документ, удостоверяющий личность.
 
На мой взгляд, почти все пункты требуют дополнений и разъяснений. 
 
Ознакомиться с полным текстом Правил можно здесь. 
 
Все комментарии специалистов