Интервью месяца
На площадке диалог-клуба Perspectum состоялся круглый стол на тему «Узнай ближнего своего! Культурный обмен и развитие туризма как эффективные инструменты формирования добрососедства на евразийском пространстве»
Комментарий месяца
Президент РФ Владимир Путин призвал министра финансов Антона Силуанова и главу Минэкономразвития Максима Решетникова оказать финансовую поддержку туротрасли Крыма и Севастополя.
Событие месяца
13 декабря в Москву вернулся ЭКОавтопробег «Едем в Ярославию» – совместный проект Министерства туризма Ярославской области и Союза «Евразийское содружество специалистов туриндустрии – ЕСОТ» при поддержке Центра развития туризма «Ярославия».

>>

Все комментарии специалистов

Все новости

Продаем алкоголь?

Оборот алкоголя в гостиницах – тема не широко обсуждаемая в профессиональных изданиях, и, скажем честно, занимающая не самое важное место в гостиничном бизнесе. Однако при визите представителей Росалкогольрегулирования и иных проверяющих инстанций именно она может стать причиной головной боли руководителя и внеплановых затрат. О неприятных «мелочах», на которые отельерам стоит обратить внимание, - Наталья Обыденнова, директор гостиницы «Охотник» .
Алкоголь и гостеприимство
Реализация алкоголя в ресторанах и кафе, через рум-сервис и мини-бар, а также  алкогольные комплименты гостям – на всех этих этапах гостеприимства отельер может оказаться заложником действующего законодательства в части оборота алкогольной продукции. Но – по порядку.
 
Итак, мини-бары 
Нередко, кроме воды, соков и иных безалкогольных напитков, мини-бары содержат также алкогольную продукцию, становясь, по сути, точками ее розничной реализации. И здесь может возникнуть «непонимание» проверяющих органов. В лицензии на право реализации алкогольной продукции указано определённое место ее реализации, причем это должен быть стационарный торговый объект с контрольно-кассовой техникой и примыкающим к нему складским помещением. Как в такой ситуации рассматривать мини-бары? Достаточно сложно представить, чтобы в лицензии был указан конкретный номер, содержащий мини-бар. На практике гостинцы закрывают вопрос посредством заключения договора о возмездном оказании услуг, согласно которому ресторан берет на себя обслуживание мини-баров отеля. Но стоит помнить, что этот договор можно оспорить. 
 
С 23 и до 8
Следующая проблема, связанная с реализацией алкоголя через мини-бары, является время расчета с гостем. Традиционно гость оплачивает услуги, которыми он воспользовался во время проживания в гостинице, в частности, услуги ресторана или мини-бара, при выезде. И здесь стоит понимать, что  договор розничной купли-продажи считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового либо товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара. Таким образом, вне зависимости от времени употребления гостем алкогольной продукции из мини-бара, если он выезжает из отеля, и, соответственно, рассчитывается за допуслуги в период с 23-00 до 8-00, оказывается, что отель продал гостю алкоголь в нарушение существующего законодательства: в РФ не допускается розничная продажа алкоголя с 23 до 8 часов. А поэтому выдача чека за употребленное содержимое мини-бара ночью недопустима.
Что делать в данной ситуации, чтобы избежать рисков? Единого рецепта нет. Могу привести опыт зарубежных коллег: гость при поселении оставляет залоговую сумму, и с ним заключается договор аренды алкоголя, в котором прописано, что алкоголь должен быть возвращен в 8.00. Если нет (а обычно так и происходит), залоговая сумма остаётся отелю. 
Кроме того, все мы понимаем, что мини-бар как допуслуга приносит не более трех-четырех процентов от валового дохода. Скажем честно, немало. Но в свете штрафных санкций, которые применяются к нарушителям алкогольного законодательства, целесообразность оснащения мини-баров алкоголем становится сомнительной.
 
Кафе, ресторан, летняя терраса
Получение лицензии на реализацию алкоголя в ресторане либо кафе происходит в общем порядке, поэтому в рамках данного материала не станем поднимать этот достаточно объемный вопрос. Затронем лишь актуальный с наступлением лета аспект: требуется ли отдельная лицензия для продажи алкоголя в летней нестационарной террасе? В соответствии с письмом РАР от 30.04.2013 г., торговля алкоголем возможна только через стационарный торговый объект. Поэтому если алкоголь был приобретен в стационарном торговом объекте, указанном в лицензии, с ККТ, а разлит в летней террасе, то проблем нет. 
В гостиничной практике нередко ресторан находится в ведении арендатора – другого юрлица, поэтому вопросы лицензирования деятельности и связанные с ними сложности проходят как бы мимо отельера. Но не последствия. Был прецедент: гостиница – одно юрлицо – арендует помещения на долгосрочном договоре, а ресторан – другое юрлицо – на одиннадцатимесячном. При проверке Росалкогольрегулирования ресторан был лишен алкогольной лицензии: договор аренды должен быть долгосрочным. В результате, пока решался вопрос  восстановления лицензии, отель вынужденно стал безалкогольным.
 
Мелочь, но…
Порой гостиницы делают гостям комплимент, предлагая в качестве приветствия, к примеру, бутылку шампанского. Можно ли включить это в стоимость номера? В маркетинговых целях мы не можем продавать алкоголь –  возникают риски, связанные с продажей алкоголя ниже установленных цен. Поэтому подарок гостю бутылки шампанского может быть расценен как нарушение алкогольного законодательства. 
 
Вместо завершения
Хотим мы того или нет, но в силу ряда причин алкоголь занимает немалое место в составе такого понятия как «гостеприимство», – как в эмоциональном, так и экономическом плане. И отказываться от его продажи было бы как минимум странно, и уж совершенно неприемлемо для большинства собственников гостиничных предприятий. А посему – тщательно следим за выполнением всех пунктов существующего законодательства на собственном предприятии, их грамотном документальном отражении и не забываем про «превентивные» меры: вовремя сданные декларации, наличие сертификатов, а также правильно оформленный и вовремя продленный договор аренды. 
 
Все комментарии специалистов