Интервью месяца
На площадке диалог-клуба Perspectum состоялся круглый стол на тему «Узнай ближнего своего! Культурный обмен и развитие туризма как эффективные инструменты формирования добрососедства на евразийском пространстве»
Комментарий месяца
Президент РФ Владимир Путин призвал министра финансов Антона Силуанова и главу Минэкономразвития Максима Решетникова оказать финансовую поддержку туротрасли Крыма и Севастополя.
Событие месяца
13 декабря в Москву вернулся ЭКОавтопробег «Едем в Ярославию» – совместный проект Министерства туризма Ярославской области и Союза «Евразийское содружество специалистов туриндустрии – ЕСОТ» при поддержке Центра развития туризма «Ярославия».

>>

Все комментарии специалистов

Все новости

В условиях снижения спроса

Изменения на рынке, которые хочется оптимистично назвать временными трудностями, не оставляют равнодушными не только отдельно взятых отельеров, но и профильные государственные структуры. О видении сегодняшнего положения отрасли, ее ближайших перспективах и задачах, которые перед собой ставит столичный комитет по туризму и гостиничному хозяйству, сообщил Сергей Шпилько, руководитель комитета, на ежегодном деловом форуме гостиничного комплекса, прошедшем 26 сентября в отеле RadissonRoyal.

Основными стратегическими задачами мы рассматриваем, во-первых, создание современных сервисов и современной туристической инфраструктуры, во-вторых, строительство и реконструкцию гостиниц, в-третьих, создание турпродукта, событийных поводов для поездок и, в-четвертых, формирование позитивного образа Москвы как туристского направления. При этом мы понимаем, что есть вопросы, которые в меньшей степени зависят от Москвы как субъекта РФ, – это снижение транспортных тарифов и упрощение визовых формальностей.

В разрезе создания необходимых элементов инфраструктуры достигнут вполне конкретный прогресс. Создано скоростное сообщение с аэропортами, появились указатели на английском, фактически весь центр города стал мультиязычным. Открылись туристические информационные центры, смотровые площадки, ночной транспорт, новые регулярные речные маршруты, в том числе круглогодичная навигация, туристическо-информационные пункты в отелях, которые мы готовы продолжать организовывать. Появился современный туристический сайт, путеводители, пешеходные зоны, туристические волонтерский и call-центры, внедрены аудиогиды, курсируют даблдекеры, – в плане туристических сервисов сегодняшнего дня Москва стала принципиально другим городом. Сейчас мы, возможно, не дотягиваем до лучших урбанистических образцов, но к чемпионату мира 2018 года, я не сомневаюсь, Москва будет если не впереди планеты всей, то на уровне самых высоких стандартов.
Сейчас по ценам на проживание в трехзвездных отелях Москва занимает 28-е место среди 51 города, по бюджетным путешествиям – 15-е, по дешевизне – 20-е место. За 2010–2012 годы рост по международным прибытиям составил 1,6 млн. Понятно, до половины приезжающих – гости из стран СНГ. Но в последнее время структура стала смещаться в сторону приезжающих из дальнего зарубежья, а также в сторону туристских поездок по отношению к деловым.
В этом году ситуация начала меняться. Ряд стран по прибытиям просели. В первую очередь это США (–13%) и Германия (–6%). По одному проценту снизился поток из Великобритании и Франции.
В то же время Италия прибавила 2%. Хорошо показывают себя безвизовые направления, что еще раз демонстрирует, какую роль играют визовые барьеры в развитии мирового туризма. В частности, Израиль и Турция добавили 9% за первое полугодие, а Южная Корея, которая стала безвизовой, – 42%.
В каких условиях в результате приходится работать столичному гостиничному комплексу? Численность размещенных лиц за первое полугодие снизилась на 2% по сравнению с прошлым годом. То же самое происходит с доходами столичного гостиничного комплекса. Я думаю, было бы ошибочно говорить, что это лишь результат введения санкций. Они повлияли на международные турпотоки, и надо сказать, что происходит перераспределение в пользу внутренних турпотоков. По данным первого полугодия, при общем снижении прибытий на 2% сокращение по иностранцам составило 10%. Уже сейчас ясно, что вторая половина года будет гораздо тяжелее.
Второе обстоятельство – это снижение спроса на туристические услуги в целом. Уже в 2013 году мы почувствовали тенденцию замедления спроса. Не будем забывать, что путешествия относятся к высокоэластичным статьям расходов, которые корреспондируют с такими статьями, как автотранспорт и дорогая электроника. А все эти рынки находятся сейчас, мягко говоря, в депрессивном состоянии. То же самое происходит на рынке выездного туризма.
Еще одним фактором стал рост конкуренции, в том числе за счет развития малых и разноформатных средств размещения. Нас любят сравнивать с Санкт-Петербургом, указывая на большее число туристов в Северной столице. Отмечу: по данным официальной статистики по численности размещавшихся, а по доходности тем более, Петербург отставал в два с лишним раза, а сейчас – уже почти в три. Раньше постоянно звучал упрек, что в центре города нельзя остановиться в мини-гостиницах или апартаментах. По этим показателям мы пока до Питера не дотянули, но по числу хостелов уже вплотную приблизились. Улучшается ситуация с мини-отелями и сервисными апартаментами. В рамках подготовки к ЧМ-2018 мы делали доклад, в котором анализировали число таких объектов размещения в Москве, Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу. По числу сервисных апартаментов Москва пока отстает, но качество сервиса в этих апартаментах гораздо выше. В Москве 300–400 квартир в бизнес-классе конкурируют с гостиничным бизнесом, а хостелы конкурируют с бюджетными отелями. Верхняя граница стоимости проживания в хостеле и нижняя граница стоимости проживания в двух-трех звездах практически выровнялись.
В общей сложности, по данным Москомстройинвеста, 19 новых объектов совокупным фондом 3000 номеров было построено в этом году. Некоторые их них уже введены в эксплуатацию, другие, такие как «Мариотт» на Арбате, откроются в ближайшее время. Это вполне реальные планы, и я не думаю, что кризис их как-то изменит, объекты уже готовы. Так что конкуренция растет.
Какие еще тенденции определяют развитие рынка? Это в том числе и процесс индивидуализации спроса. Российские туристы, которые еще 10–15 лет назад нормально жили в санатории 21 день в одном номере с незнакомым человеком, сейчас сильно изумятся, если им такое предложат, и с ужасом вспомнят, что когда-то это было. Так и с группами – далеко не все хотят маршировать табуном за гидом. Везде развивается бронирование напрямую. Идет развитие индивидуальных сервисов: аудиогиды, мобильные приложения и т. д. – всё, что позволяет путешествовать самостоятельно. Путешественник становится очень расчетливым и квалифицированным с точки зрения переговоров с менеджерами гостиниц – опытный турист может себе выторговать скидку большую, чем агентство, что было немыслимо 10 лет назад.
Мы в комитете глубоко уверены, что на все эти вызовы надо реагировать. Это, конечно, определенный кризис на рынке туризма, но не следует воспринимать его как катастрофу, а именно как вызов, который позволит индустрии туризма реструктурироваться, мобилизоваться и сделать качественный прорыв в плане создания нового продукта и повышения своей конкурентоспособности. Вот лишь некоторые направления этой работы, которая нам представляется очень актуальной.
Мы выбрали для себя в качестве наиболее важных направлений увеличение турпотока в уикенды и праздничные дни. Нам необходимо расширить бедноватый продуктовый ряд. Необходимо развивать пакетные туры в Москву, создавать предложения, от которых нельзя отказаться, расширять линейки продуктов, синхронизировать их с событийным рядом, дифференцировать с точки зрения групп и сосредоточиться на новых географических направлениях, таких как наш российский рынок, Юго-Восточная Азия, Центральная Америка – те, кто сейчас генерирует рост турпотока гораздо больше, чем Европа.
В качестве примера создания хочу привести продукт компании «Тари тур», – «Московский Weekend» – пример массового, очень демократичного пакета, опробованного на Новый год и Рождество в прошлом году. Четыре дня и три ночи с экскурсионной программой, расценки: около 4000 рублей на базе гостиницы «Космос»; на базе гостиницы «Аэростар» – 4500 рублей, на базе гостиницы «Марриотт Тверская» – 7000 рублей.
Другой продукт предлагает «Интурист». Пакет включает проживание с завтраком, экскурсию на даблдекерах, прогулку на корабле флотилии «Рэдиссон» плюс 13 достойных музеев. Стоимость пакета на базе отеля «Холидей Инн Сокольники» – 4500 рублей. Понятно, что в данном случае речь идет о выходных и праздничных днях, когда загрузка просто смехотворная.
Здесь одно из двух: либо согласиться с теми, кто говорит, что погода плохая, что Москву не любят и ничего не делать, либо создавать конкурентные продукты, раскручивать это направление, а потом действовать, как всегда, на раскрученных направлениях – повышать ADR и остальные показатели. Но, безусловно, без такой демпинговой атаки вначале вопрос не решить.
Почему еще мы поддерживаем этот турпродукт? Он полностью отвечает на вызовы, о которых я говорил выше. Такой продукт клиент напрямую забронировать не может, он не получит ни таких цен, ни такого наполнения. В то же время этот продукт дает клиенту возможность удовлетворить свои потребности в индивидуальной программе. Клиент может выбрать базовую программу, которая уже зашита в продукте, а может выбрать другую. Одновременно с этим пакетом мы выкладываем широкий спектр предложений, которые клиент может выбирать самостоятельно, в том числе в плане гостиниц. Плюс он может воспользоваться многочисленными бесплатными сервисами. Продукт дифференцирован в зависимости от типов клиентов. Есть вариант семейного предложения на базе мини-отелей с размещением на Маросейке. Цена – около 8000 рублей за четыре дня и три ночи для двух взрослых и одного ребенка. Причем это вполне достойный номер в мини-отеле в центре города. Есть и другие примеры – для студентов, для молодежи и т. д.
Гостиница может и сама работать в этом направлении: например показать на сайте отеля основные достопримечательности, которые есть неподалеку, сформировать возможную программу. Вполне конкретный пример – новая программа вокруг музеев Московского Кремля, включающая посещение Кремля, Исторического музея, Музея архитектуры Москвы, Музея 1812 года, Покровского собора, обед в 57-й столовой в ГУМе. Туристы могут за 300 рублей взять аудиогид, идти по Кремлю и слышать исторические звоны, гимн Российской империи, комментарии известных искусствоведов. В рамках этой же экскурсии можно проехать вокруг Кремля на даблдекере, на корабле флотилии «Рэдиссон» или другом речном теплоходе. Это пример программы уикенда на известном объекте, но в совершенно другом формате. Она может базироваться на индивидуальной программе посещения, а может быть приобретена и с помощью «Интуриста».
Важно не забывать про событийный ряд, который можно синхронизировать с турпакетом. Осенью, особенно на выходные, нас ждет много бесплатных мероприятий. Пример такого пакета – «Огни Москвы». «Ночь искусства», «Ночь музыки», возможность прокатиться на «букашке» по Садовому кольцу, посетить одну из множества ночных экскурсий, сходить в замечательный музей «Огни Москвы».
С 10 по 17 октября проходит «Фестиваль света». Конечно, миллионов туристов, как Лион, он пока не собирает, но фестиваль у нас самый крутой, а в этом году будет просто феерия. Информацию об этом вполне можно разложить в гостинице и предлагать клиентам посещение множества площадок – это и Театральная площадь, и Манежная, и Царицыно, и Останкинские пруды. Будут работать различные кафе и антикафе, дискотеки, клубы. Отдельный продукт можно делать по пешеходным зонам, многие гостиницы находятся в непосредственной близости от таких зон. Мы готовы подготовить карты, а отельеры смогут продвигать не только свои гостиницы, но и замечательную экскурсионную программу в пределах пешей доступности.
Что касается продвижения: мы не уходим с локальных рынков, но изменяем акцент. Больше обращаем внимания на Китай, Индию и другие развивающиеся рынки. В плане – порядка 30 международных выставок. Наша аудитория под эти продукты в первую очередь российская: это крупные города с высоким платежеспособным спросом, из которых легко добраться до Москвы, – Санкт-Петербург, Нижний Новгород. Кроме того, такие города, как Рязань и Тула, из которых можно добраться на автомобиле. Новые пакеты стимулируют туристов из этих городов переночевать в Москве. В-третьих, это транзитные туристы, которые через Москву едут из регионов за рубеж. Кроме того, это деловые туристы, которым предлагается остаться на уикенд на выгодных условиях. Но делались эти пакеты компаниями, которые раньше внутренним туризмом не занимались. Одна из наших задач – это продвинуть на внутреннем рынке новый продукт, созданный компаниями, которые занимаются в основном инкамингом.
Конечно, такие продукты создать и самим продвигать непросто, но никто не мешает отельерам следовать примеру коллег из США и Европы и, по сути, выходить на операторский рынок, добавляя к своему пакету разнообразные предложения, которые можно заказать при помощи гостиницы. На мой взгляд, это один из выходов из сложившейся ситуации. Я считаю, что у нас очень сильный сетевой и независимый гостиничный менеджмент. И новые вызовы мы можем не только принять, но и успешно на них ответить.
 
Подготовила Элеонора Арефьева
 
Все комментарии специалистов