Интервью месяца
На площадке диалог-клуба Perspectum состоялся круглый стол на тему «Узнай ближнего своего! Культурный обмен и развитие туризма как эффективные инструменты формирования добрососедства на евразийском пространстве»
Комментарий месяца
Президент РФ Владимир Путин призвал министра финансов Антона Силуанова и главу Минэкономразвития Максима Решетникова оказать финансовую поддержку туротрасли Крыма и Севастополя.
Событие месяца
13 декабря в Москву вернулся ЭКОавтопробег «Едем в Ярославию» – совместный проект Министерства туризма Ярославской области и Союза «Евразийское содружество специалистов туриндустрии – ЕСОТ» при поддержке Центра развития туризма «Ярославия».

>>

Все события

Все новости

Все только начинается

Для туристов вопрос – куда поехать и что новое можно увидеть, всегда актуален. Причем отечественные путешественники готовы активно познавать Россию, но какие туристические продукты им могут предложить? Тверская область в лице Калининского региона выступила с интересной новацией в области промышленного туризма. В регионе действует ряд современных производств, которые могут вызвать интерес с многих ракурсов. Наш журнал попытался разобраться - насколько новый турпродукт сформирован, и насколько сами предприятия готовы проводить дни открытых дверей в постоянном режиме.
За рубежом промышленный туризм – уже дано не новинка. Многие предприятия и даже целые регионы поняли, что это, если не золотая, то хорошая серебряная жила на туристической ниве. Зарабатывать на интересе любознательных путешественников к особенностям национального производства – можно и нужно. Конечно, впереди с большим отрывом идут аграрные предприятия и пищевые компании. Гастрономические, сырные, винные туры – пожалуйста, выбирай на свой вкус. Например, в Швейцарии некоторые шоколадные фабрики продумали до мелочей путь туриста к сердцу производства. Можно в любой момент зайти на фабрику, купить билет и попутешествовать по предприятию в формате «за стеклом». Не мешая работникам фабрики, ты спокойно передвигаешься за прозрачной перегородкой и узнаешь тайны шоколадной выделки. А на выходе тестируешь продукцию, естественно, заглядывая в магазинчик при фабрике.
 
В России к промышленному туризму, по большому счету, только присматриваются. В Москве уже несколько лет проводятся «Дни без турникетов», в рамках которых можно посетить некоторые столичные предприятия, дабы узнать историю и все тонкости производственного процесса. В Тверской области также решили попробовать реализовать потенциал промтуризма, который, несомненно, таится в местных предприятиях. Дело в том, что за последние годы на тверскую землю пришел целый ряд современных компаний, которых интересно продвигать не только в сегменте b2b, но и для более широкого круга населения. Фактически речь идет о пиар-кампании всего региона, где работают новые производства.
 
Но насколько сами предприятия готовы открывать свои двери навстречу туристам? Одно дело, провести деловую презентацию или разово пригласить журналистов для осмотра промышленных достопримечательностей. Но совсем другое дело - постоянно работать в формате «турист на производстве». Сразу стоить сказать, что пока к последнему варианту компании не готовы. Хотя в ходе пресс-тура, организованного администрацией Калининского района Тверской области, журналистам действительно представили интересные предприятия.
 
Во-первых, это типография "Парето-принт", которая работает успешно на рынке уже несколько лет. Она специализируется на книжном производстве и занимает заметную долю на книжном рынке – 8-10%. Многие издательства стали партнерами предприятия, так как отпала необходимость размещать заказы на зарубежных предприятиях. Заказчикам было предложено отменное качество печати, современное оборудование и квалифицированный персонал.Строительство типографии было начато в 2008 году, а уже в августе 2009 года она дала первую продукцию. В проект было вложено около 3 млрд. рублей, закуплено и установлено высококачественное оборудование. В России, как утверждают в «Парето-принт», подобных книжных типографий вообще нет. Экскурсии на ней проводятся, но отмечается – они пока нацелены на деловых партнеров и членов семей сотрудников. Последним интересно узнать, где же пропадают их родные, ведь типография работает в 4 смены, то есть круглые сутки.
 
Второе представленное предприятие наиболее близко к формату промтуризма. Финская компания "Paulig" построила кофеобжарочный завод в Тверской области в 2011 году. Производственная мощность предприятия - 6 млн. килограмм в год или 12 млн. упаковок. Открытие завода, подчеркивает руководство компании - важный шаг в увеличении продаж и усиления своих позиций на рынках России и СНГ. На прилавках многих магазинов продукция финского холдинга прочно заняла свое место. Потребителям предложена целая линейка,  начиная с люксового "Presidentti" и закачивая демократичным "Мокко". На заводе есть удобный зал для презентаций, да и само производство кофе, без сомнения, вызовет интерес у любознательных туристов. Но руководство предприятия только задумывается о подобном продвижении компании и ее продукции. Так что все впереди!
 
Высокое качество продукции, отработанные технологии, отличная производственная культура - все это относится  к заводу "Hitachi", который также разместился в Калининском районе. У холдинга большие планы по развитию бизнеса в России, ведь он специализируется в целом ряде отраслей. Но первенцем стал завод по производству гусеничных экскаваторов, которыенаиболее востребованы на отечественном рынке. На предприятии проводят периодически экскурсии, но они, как отмечает руководство, остаются в деловом сегменте. То есть нацелены на деловых партнеров и подготовку кадров.
 
Завод шведской компании SKF также можно отнести к компаниям полузакрытого формата. Иными словами, экскурсии на нем возможны, но они также тяготеют к деловым встречам. Завод специализируется на производстве подшипников для железнодорожной отрасли. Продукция предназначена для так называемых инновационных вагонов, которые рассчитаны на длительный пробег. Ресурс каждого подшипникового узла компании  - 800 тыс. километров пробега. В то время как обычные подшипники в обычных вагонах - на 200-250 тыс. км. Сейчас предприятие производит два вида буксовых подшипников, при необходимости ассортимент легко может быть расширен до 5 позиций. Предприятие отличается высокой автоматизацией производства - на нем работает всего 70 специалистов. 
 
Наконец, еще одно предприятие в районе - звероводческое хозяйство "Мермерины". Предприятие занимается выращиванием хорьков и норок, шкурки которых потом идут на производство различных меховых изделий.Запускать туристов к зверькам особо не стоит – все же весьма специфический производственный процесс. А вот познакомить гостей с конечной продукцией – вполне возможно. Она красива и притягательно, особенно для прекрасной половины человечества.
 
Впрочем, Тверская область на первой партии предприятий, судя по всему, не остановится. Губернатор региона Андрей Шевелев рассказал, что в области находится еще много интересных предприятий в самых различных отраслях. А следующий пресс-тур, скорее всего, посвятят агропромышленному сектору, который активно развивается в регионе. Таким образом, будет открыта еще одна интересная страница соседнего с Москвой региона.
 
 
 
Сергей ОСИПОВ
Все события