Интервью месяца
На площадке диалог-клуба Perspectum состоялся круглый стол на тему «Узнай ближнего своего! Культурный обмен и развитие туризма как эффективные инструменты формирования добрососедства на евразийском пространстве»
Комментарий месяца
Президент РФ Владимир Путин призвал министра финансов Антона Силуанова и главу Минэкономразвития Максима Решетникова оказать финансовую поддержку туротрасли Крыма и Севастополя.
Событие месяца
13 декабря в Москву вернулся ЭКОавтопробег «Едем в Ярославию» – совместный проект Министерства туризма Ярославской области и Союза «Евразийское содружество специалистов туриндустрии – ЕСОТ» при поддержке Центра развития туризма «Ярославия».

>>

Все комментарии специалистов

Все новости

Постояльца обокрали? Отельеру – оплатить!

Гость заявляет о пропаже вещей, денег – ситуация, с которой рано или поздно сталкивается персонал любого средства размещения: гостиницы, хостела, дома отдыха. При каких условиях и в каком объеме гостиница (лицо, предоставляющее гостиничные услуги) несет ответственность, разъясняет адвокат Наталья Петровская.
 
Отношения, возникающие между гостиницей и постояльцами применительно к вещам (имуществу) постояльцев, регулируются ст. 925 Гражданского кодекса РФ, которая так и называется «Хранение в гостинице». Кроме того, к указанным отношениям также применяются нормы параграфа 1 главы 47 Гражданского кодекса «Общие положения о хранении». Рассмотрим значение и практическое применение ст. 925 ГК РФ.
 
1. Гостиница отвечает как хранитель и без особого о том соглашения с проживающим в ней лицом (постояльцем) за утрату, недостачу или повреждение его вещей, внесенных в гостиницу, за исключением денег, иных валютных ценностей, ценных бумаг и других драгоценных вещей.
Внесенной в гостиницу считается вещь, вверенная работникам гостиницы, либо вещь, помещенная в гостиничном номере или ином предназначенном для этого месте.
Первое, на что необходимо обратить внимание, данный вид хранения – обязанности хранителя – возникает в силу закона, соответственно, заключения специального соглашения между гостиницей и гостем на этот счет не требуется (хотя и не исключается). 
Поэтому гостиница несет имущественную ответственность за утрату или повреждения вещей, принадлежащих гостю, с момента, когда вещи фактически помещены в гостиничный номер или переданы сотруднику гостиницы. Гостиница также несет ответственность за вещи, помещенные в предназначенные для этого места, например, за автомобиль, помещенный на автостоянку при гостинице.
Так, Арбитражный суд Москвы рассмотрел дело по иску, предъявленному к гостинице о взыскании 86000 евро компенсации за автомобиль, украденный с гостиничной автостоянки, и удовлетворил требования истца со ссылкой на комментируемые положения (решение АС г.Москвы от 25.10.2004 года № А40-36062/04-25-155).
Другим важным моментом является размер ответственности. Гостиница выступает в качестве хранителя безвозмездно, поэтому в соответствии с п. 2 ст. 902 ГК РФ при утрате вещи отвечает в размере действительной (реальной) стоимости, а при повреждении – в размере суммы, на которую понизилась стоимость вещи. Другими словами, ответственность гостиницы ограничена, в частности гостиница не будет отвечать, например, за доходы, неполученные в результате утраты (повреждения) вещи.     
 
2. Гостиница отвечает за утрату денег, иных валютных ценностей, ценных бумаг и других драгоценных вещей постояльца при условии, если они были приняты гостиницей на хранение либо были помещены постояльцем в предоставленный ему гостиницей индивидуальный сейф независимо от того, находится этот сейф в его номере или в ином помещении гостиницы. Гостиница освобождается от ответственности за несохранность содержимого такого сейфа, если докажет, что по условиям хранения доступ кого-либо к сейфу без ведома постояльца был невозможен либо стал возможным вследствие непреодолимой силы.
По общему правилу (см. п. 1) гостиница не отвечает за сохранность денег, ценных бумаг и других драгоценных вещей. Исключение составляет тот случай, когда ценности приняты гостиницей на хранение, что предполагает составление описи вещей или акта передачи вещей на хранение, т. е. между гостиницей и постояльцем заключено специальное соглашение о хранении конкретных вещей. Также гостиница несет ответственность за сохранность вещей, помещенных в предоставленный гостиницей сейф. 
 
3. Постоялец, обнаруживший утрату, недостачу или повреждение своих вещей, обязан без промедления заявить об этом администрации гостиницы. В противном случае гостиница освобождается от ответственности за несохранность вещей.
Важным условием, при котором наступает ответственность гостиницы, является заявление постояльца об утрате или повреждении вещей, которое должно последовать немедленно после обнаружения утраты или повреждения. Разумеется, в случае судебного спора в каждом конкретном случае приходится устанавливать, когда постоялец обнаружил или должен был обнаружить пропажу и, соответственно, обсуждать вопрос о том, было ли заявление о пропаже сделано своевременно. Во всяком случае, представляется, что заявление о пропаже не может быть сделано после того, как постоялец покинул гостиницу.     
 
4. Сделанное гостиницей объявление о том, что она не принимает на себя ответственности за несохранность вещей постояльцев, не освобождает ее от ответственности.
Как показано выше, гостиница несет ответственность за сохранность вещей постояльцев в силу прямого указания закона, поэтому никаким способом (посредством предупреждений, заявлений, оповещений и др.) гостиница не может освободиться от этой обязанности. Тем не менее, законодатель посчитал необходимым сделать специальное об этом указание, тем более, что подобные заблуждения достаточно распространены. 
 
5. Правила настоящей статьи соответственно применяются в отношении хранения вещей граждан в мотелях, домах отдыха, пансионатах, санаториях, банях и других подобных организациях.
С точки зрения закона, перечисленные объекты относятся к средствам размещения, поэтому вполне очевидно, что должны применяться те же правила касательно хранения вещей постояльцев. Исключение составляют бани, но, видимо, и здесь законодатель усмотрел сходство в складывающихся отношениях. А судебная практика пошла дальше (например, Определение Свердловского областного суда от 22.12.2011 года по делу № 33-17801/2011) и распространила действие комментируемого положения и на фитнес-клубы.   
 
Публикация подготовлена при поддержке ЛИГИ ХОСТЕЛОВ
Все комментарии специалистов