Интервью месяца
На площадке диалог-клуба Perspectum состоялся круглый стол на тему «Узнай ближнего своего! Культурный обмен и развитие туризма как эффективные инструменты формирования добрососедства на евразийском пространстве»
Комментарий месяца
Президент РФ Владимир Путин призвал министра финансов Антона Силуанова и главу Минэкономразвития Максима Решетникова оказать финансовую поддержку туротрасли Крыма и Севастополя.
Событие месяца
13 декабря в Москву вернулся ЭКОавтопробег «Едем в Ярославию» – совместный проект Министерства туризма Ярославской области и Союза «Евразийское содружество специалистов туриндустрии – ЕСОТ» при поддержке Центра развития туризма «Ярославия».

>>

Все комментарии специалистов

Все новости

Семь вопросов «про ЭТО»

Новости отрасли
Когда начинается процесс оценки конкретной гостиницы «на звезды», у ее руководителя появляется большое количество вопросов, основанных на слухах и страшилках, которые бродят по гостиничному рынку. Отельер задает их себе, эксперту, коллегам, пытаясь на ходу что-то понять, изменить, на что-то повлиять… Наиболее распространенные вопросы «про это» комментирует эксперт Марианна Королева, Premier-Deal Hospitality.
1. Про «три источника»
 
Первый: процесс классификации гостиниц и иных средств размещения в России регламентирован положениями Приказа Министерства культуры РФ от 11 июля 2015 года № 1215 «Об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии» (далее Порядок). Предыдущие версии Порядка проведения работ по классификации утратили силу.
 
Второй: работы по классификации осуществляются аккредитованными организациями (на основании Аттестата аккредитации, то есть лицензии), деятельность которых регламентирована Приказом Министерства культуры от 29.04.2015 № 1340 «Об утверждении порядка аккредитации организаций, осуществляющих классификацию объектов туристской индустрии».
 
Третий: Министерством культуры создан Единый федеральный реестр туристских объектов.
 
2. Про добровольность
 
Классификация средств размещения осуществляется в добровольном порядке (п. 3 Порядка). Однако в п. 3.2 указано: «В случае, предусмотренном Федеральным законом от 7 июня 2013 г. № 108-ФЗ “О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, в период с 1 июля 2016 года в субъектах Российской Федерации, в которых будут проводиться спортивные соревнования, перечень которых устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, предоставление гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания допускается при наличии свидетельства о присвоении гостинице или иному средству размещения категории, предусмотренной системой классификации гостиниц и иных средств размещения».
 
Это означает, что после указанного срока данные отели не могут осуществлять свою деятельность без официальной категории звезд.
 
Более того, в конце 2015 года были случаи судебных разбирательств отелей Санкт-Петербурга и Москвы: со стороны ФАС поступила претензия о предоставлении потребителям заведомо ложной информации. Речь шла о звездах, указанных отелями в профилях сайтов бронирований, без наличия официального свидетельства. Все суды завершились «малой кровью»: отели прошли классификацию, представили документы подтверждения, и судебные иски были сняты. Однако, согласитесь, факт сам по себе неприятный.
 
Чем грозит отсутствие официальных звезд отелю, находящемуся в городе-участнике ФИФА-2018? Пока (в настоящее время) ничем. А вот после 1 июля 2016 года это уже квалифицируется как нарушение федерального законодательства и, как следствие, плотное общение и с Роспотребнадзором, и с органами местного самоуправления, и всеми, кто охраняет законность в нашей стране.
 
3. Про аккредитованные организации
 
Перечень всех аккредитованных организаций указан в Едином федеральном реестре. По состоянию на февраль 2016 года, в РФ зарегистрировано 64 организации, проводящих оценку средств размещения и имеющих право присваивать официальные звезды гостинице. Отмечу: аттестацию организации получают в регионе регистрации своего юридического лица, а работать имеют право на территории всей РФ. Никаких «политик партии» в виде «работать нужно только с теми организациями, которые получили аккредитацию в нашем регионе» законодательно не существует. Рекомендательно – да, законодательно – нет. Право выбора организации всегда остается за отелем.
 
Основной совет отельерам: подходить к выбору аккредитованной организации по тем же принципам, по которым они выбирают поставщиков товаров или услуг. Цена не всегда является тендерным преимуществом. Но «отбирать и выбирать», безусловно, надо.
 
4. Про экспертов
 
Оценку объекта осуществляют эксперты по классификации. Большим законодательным провалом является тот факт, что нигде не прописаны требования к экспертам, кроме того что эксперт работает в аккредитованной организации в штате или по гражданско-правовому договору. Нет реестра экспертов, нет критериев оценки экспертности экспертов.
 
Иногда доходит до курьезов. К нам в организацию обращаются коллеги из других компаний под видом потенциальных клиентов и пытаются выяснить, что такое стандарты гостиницы, указанные в требованиях системы классификации. Эксперты до такой степени некомпетентны в вопросах своей отрасли аккредитации, что вынуждены прибегать к уловкам.
 
Поэтому еще один совет отельерам: в момент заключения договора с компанией, которая будет проводить работы, постарайтесь выяснить квалификацию работающих в ней экспертов.
 
5. Про стандарты
 
Единого, унифицированного образца гостиничных стандартов не существует. Система стандартов любого предприятия (гостиницы не исключение) служит целям оптимизации бизнес-процессов и помощи в управлении. Должностная инструкция – это стандарт? Конечно. Правила внутреннего трудового распорядка – это стандарт? Конечно. Положение об отделе – это стандарт? Разумеется. Технология уборки номера – стандарт? Да. Сколько стандартов должно быть и в каком виде, определяет управленец или владелец. Законодательно понятие «гостиничные стандарты» не определено.
 
6. Про «незапланированные требования и расходы»
 
Система государственных стандартов и система классификации между собой не связаны ни нормативными актами, ни перекрестными ссылками. Сертификация по ГОСТам находится в правовых рамках ФЗ «О техническом регулировании», классификация – в юрисдикции Министерства культуры.
 
Поэтому порой встречаются «докрутки» в виде необходимости обязательного прохождения сертификации по соответствию ГОСТам, например. Или случаи, когда отелю отказывают в прохождении оценки без наличия Паспорта антитеррористической безопасности.
 
Ответы на все вопросы, связанные с перечнем необходимого для процесса классификации, находятся в п. 16.4 Приказа Минкульта, в котором сказано, что перечень документов аккредитованная организация определяет самостоятельно для каждого объекта.
 
Относительно «ненужных расходов» – требования системы классификации достаточно лояльны и универсальны. Надо просто внимательно ознакомиться с приложениями Приказа № 1215. Если у отельера возникают вопросы по критериям оценки, надо их адресовать в аккредитованную организацию, сотрудничество с которой отель выбрал. Эксперты по классификации должны оказать посильную помощь в поиске решений и консультаций.
 
7.Про жалобы
 
Если отельер столкнулся с необоснованными, на его взгляд, требованиями эксперта, он имеет право потребовать от проверяющего обоснования своих действий со ссылками на закон (в нашем случае – Порядок классификации туристских объектов).
 
Кроме того, при Министерстве культуры в середине 2015 года был создан Совет по классификации, куда можно отправлять официальные жалобы в случае, если отельер не удовлетворен качеством работы аккредитованной организации или экспертами.
 
И, безусловно, стоит уделять больше внимания выбору организации по проведению работ, запрашивать рекомендации, резюме экспертов.
 
Вместо заключения
 
Как бы смешно это ни звучало, основной и самой главной проблемой является юридическая безграмотность отельеров и нежелание самостоятельно знакомиться с нормативной законодательной документацией по классификации средств размещения. Многие вообще не слышали о классификации или как минимум делают вид, что не слышали.
 
Кого обвинить в этом? Органы местного самоуправления, что недостаточно распространяют информацию? СМИ? Собственную безалаберность управленцев? Как бы то ни было, классификация туристских объектов становится обязательной и избежать процесса оценки для получения свидетельства категории звезд не удастся никому.
 
Все комментарии специалистов